«Весь мир — театр, мы все — актеры поневоле»
Жизнь порой предлагает нам удивительные, захватывающие сценарии, а каждый из нас играет в этой пьесе множество ролей, перевоплощаясь в различные образы.
27 марта отмечается Всемирный день театра. Он был учрежден в 1961 году в Вене на IX конгрессе Международного института театра при ЮНЕСКО. С 1962 года он вошел в календари знаменательных дат как ежегодный праздник всех театральных работников.
Предлагаем книжную подборку, посвященную этой дате. В ней книги о театральном искусстве, истории театра, актерах и их судьбах.

Азбука театра
Театр - особый и прекрасный мир. «Волшебный край!» - как назвал его А.С. Пушкин.
В волшебный край, в царство муз сценического искусства Мельпомены и Талии приглашает вас «Азбука театра». В этой небольшой своеобразной энциклопедии рассказывается об истории мирового театра, о великих драматургах и выдающихся режиссерах и актерах, раскрывается смысл многих театральных понятий, названий, терминов, необходимых каждому зрителю.

Сто великих театров мира
В книге популярной серии «100 великих» через призму истории выдающихся театров показана история мирового театра. В книге представлены такие известные театры, как «Гранд-опера», «Ковент-гарден», Театр Федора Волкова, Большой театр, «Ла Скала», МХАТ, «Современник» и многие другие, составляющие гордость зарубежных стран и России.

Немое кино и театр. Параллели и пересечения. Из истории развития и взаимопроникновения двух искусств в России в первой трети XX столетия
Монография посвящена изучению теоретических и исторических проблем отечественного театра и кинематографа от конца XIX столетия до конца 20-х годов XX в. В поле зрения автора малоисследованные вопросы взаимосвязанности сценического и экранного искусств. Рассматривая параллельно ход развития театра и кино, автор приходит к выводам как о единстве искусств, так и о специфике их бытования. Особое внимание уделяется проблеме отражения сценического зрелища на экране, а также возможностям использования кино в качестве источника для исторического исследования на основе новейших достижений специальных исторических дисциплин.

Театра радостные тени
Автор книги - известный театральный критик, ведущий научный сотрудник Государственного института искусствознания. Ее герои - наши кумиры, актеры, известные каждому в России, - предстают под пером автора в неповторимом своеобразии своей индивидуальности.

Теория и театр
В работе исследуются онтологические основания «теории» и «театра», их зависимость от способов утверждения «Представления» в наличном мире. В явном виде приводятся три свидетельства – «поэтическое», «лингвистическое», «эпистемологическое» - в пользу возникновения Представления как онтологического способа связи человека и мира. Последовательно, предметом рассмотрения оказываются «теория» и «театр» в античности - «амфитеатр», «теория-театр-коробка» в Новое время и «теория-театр-трансформер» в современную нам эпоху. Показано, что каждая новая форма утверждения «теории» и «театра» оказывалась следствием истощения конкретной религиозной связи человека с миром. Выявляются религиозные, эпистемологические и методологические основания всех трех типов «теории» и «театра». Показано, что всякий театр есть «оптический прибор» Представления.
В работе формулируется проблема «конца эпохи торжества Представления», рассматриваются возможные пути ее решения и связанные с этим угрозы.

Театр и время
Сборник «Театр и время» состоит из крупных теоретических работ, посвященных проблемам советского театра, кроме того, в книгу входят рецензии на различные спектакли за период 50 — 60-х и 70-х годов и статьи, посвященные отдельным актерам, режиссерам, деятелям театра.

Гамлет и Арлекин. сборник статей
Исследуя творчество выдающихся художников разных стран и времен, автор никогда не ограничивалась описательством, хотя была в нем строга, по-писательски пластична и тщательна; в ее работах всегда билась аналитическая мысль, позволявшая точно встроить того или иного художника в контекст времени и одновременно ясно очертить его художественную уникальность.

О различных направлениях в театральном искусстве
В книге выдающегося отечественного театрального режиссера и педагога представлены труды, касающиеся вопросов актерского ремесла, артистической этики, театральной критики.

Семь глав о театре. размышления, воспоминания, диалоги
Творчество народного артиста РСФСР Л. Д. Михайлова (1928- 1980) связано с яркими страницами советского музыкального театра. В книге рассказано о взаимодействии режиссера и актера, о совместной работе с композиторами над новыми, современными произведениями, о творческом содружестве с художниками, о воспитании артистов музыкальной сцены.

Русский театр на сломе эпох. Рубеж XX - XXI веков
Рассматривается сложное, подвергшееся кардинальным переменам состояние современного российского театра. Показана его роль в культурной жизни страны, ответственность его творцов в деле сохранения самобытных традиций театрального искусства, особенно его нравственной и эстетической составляющих.

Русский театр, его начало и развитие. исторический очерк
Опочинин Евгений Николаевич - прозаик, журналист, фольклорист, историк театра, коллекционер.
В публикуемом очерке прослеживается развитие русского театра, начиная с конца XVII в., от первых театральных представлений, до 1819 г. При переводе на современную орфографию максимально сохранен оригинальный авторский текст, а также тексты цитируемых автором документов.

Русская театральная эмиграция в Центральной Европе и на Балканах. очерки
В очерках о русской театральной эмиграции представлены судьбы актеров, режиссеров и сценографов, чьи жизненные и творческие пути начинались в России, продолжились в городах Центральной Европы: Белграде, Софии, Праге, Нови Саде, Любляне, Загребе, Сараево. Внимание автора сосредоточено на деятельности русских эмигрантов, которые сумели вписаться в контекст иноязычных славянских культур и оказать влияние на развитие сценического искусства Сербии, Болгарии, Хорватии, Словении.