«Из всех искусств для нас важнейшим является кино»

27 августа ежегодно отмечается День российского кино – профессиональный праздник кинематографистов и любителей кинематографа в России. В этот день 1919 года был принят декрет Совнаркома о национализации кинодела. В память об этом событии эта дата и стала считаться Днем Советского кино, позднее — Днем кино России, а в настоящее время — Днем российского кино.

Первый киносеанс состоялся в России в мае 1896 года. А открыла эру российского кино в октябре 1908 года картина режиссёра Владимира Ромашкова «Понизовая вольница» по мотивам народной песни о Стеньке Разине «Из-за острова на стрежень». Одним из первых полнометражных художественных фильмов, вошедших в золотой фонд советского и мирового кинематографа, стала отечественная лента Сергея Эйзенштейна «Броненосец Потемкин», который  вышел на экраны страны в 1926 году.

С тех пор кинопроизводство претерпело масштабные изменения: от немого кино до звукового, от черно-белого до цветного.

Краткая история киноискусства

Известный искусствовед рассказывает историю мирового кино с момента его возникновения, сто лет назад, до наших дней. Читатель узнает о создание и судьбе лучших фильмов, о их создателях - режиссёрах-постановщиков и актёрах, о развитии самого искусства кино, его роли в жизни человечества. Книга иллюстрирована кадрами из фильмов, портретами актёров и режиссёров.

Первый век кино. Популярная энциклопедия: Сто шедевров, сто мастеров, сто звезд, сто вех.

Это специально подготовленная издательством «Локид» к столетию кинематографа популярная энциклопедия. Над книгой работали талантливые киноведы, среди которых и именитые авторы, и совсем молодые. В ней можно найти и глубокие исследования, и полемические статьи, и изящные эссе. Это и отличает  издание от академических словарей и справочников. При этом желающие имеют возможность познакомиться с избранной фильмографией, сопровождающей статьи о творчестве актеров и режиссеров. Но не только содержание делает это издание поистине уникальным - над оформлением книги трудились известные фотографы и художники. Каждая статья сопровождается фотографиями, многие из которых публикуются у нас впервые.

Киноэнциклопедический словарь

В словаре помещены очерки о кинематографиях СССР и зарубежных стран, теоретические статьи, статьи об особенностях технологии, видах и жанрах кино, творческо-биографические статьи о его деятелях и другие сведения (в том числе о всесоюзных и международных кинофестивалях), позволяющие в общих чертах представить историю кино и состояние мирового киноискусства тех лет, когда словарь готовился к печати — начала 1980-х гг.

Несомненно, создатели словаря работали под тяжким идеологическим прессом. Одна из задач, поставленных партийным руководством, — продемонстрировать «прогрессивный» характер развития советского кино в противовес «реакционным» тенденциям в западном киноискусстве — формально была выполнена авторами. Однако, идеологическая составляющая носит большей частью сугубо внешний характер и не заслоняет главное, что удалось сделать — собрать воедино огромный фактографический материал и создать поистине универсальный справочный источник по киноискусству от момента его возникновения до 1980 года. Во всяком случае, на русском языке с тех пор ничего подобного больше не издавалось.

Помимо 3988 статей основного корпуса, среди которых значительную часть занимают персоналии, большой интерес для пользователя, интересующегося историей кино, представят многочисленные приложения, среди которых надо отметить указатель фильмов, включающий более 16 тысяч названий отечественных и зарубежных кинолент.

Словарь содержит также свыше 900 иллюстраций (кадров из фильмов), отнесенных к статьям, посвященным национальным кинематографиям, жанрам и видам кино.

На заре советской кинематографии. из истории киноорганизаций Петрограда-Ленинграда 1918-1925 годов

Книга посвящена одному из наименее исследованных, но важных вопросов киноведения — истории киноорганизаций Петрограда—Ленинграда в первые годы после Октябрьской революции. В приложении даются документы из истории советского кино этих лет, большей частью публикуемые впервые.

Книга иллюстрирована уникальными кино- и фотодокументами.

Кремлевский кинотеатр. 1928-1953. документы : [сборник]

Сборник документов предлагает новую версию руководства Кремлем и Старой площадью советской кинематографией. Это взгляд изнутри Политбюро, Оргбюро, Секретариата ЦК ВКП(б), Агитпропа ЦК, Комитета по делам кинематографии на теорию и практику становления и развития советского кино. Бюрократическая летопись обретает конкретные лица реальных действующих лиц (Б. Шумяцкого, С. Дукельского, И. Большакова, И. Сталина, А. Жданова, А. Щербакова и др.). Источником для сборника послужили несколько сотен архивных документов, многие из которых публикуются впервые. Они раскрывают тайные механизмы воздействия большевистской идеологии, советского строительства и полицейского государства на киноотрасль и на ее выдающихся представителей (С. Эйзенштейна, А. Довженко, Л. Трауберга, Г. Александрова и др.).

Сборник подготовлен Российским государственным архивом социально-политической истории.

Мировая художественная культура. XX век. Кино, театр, музыка

В книге рассматривается история развития кино, театра и музыки в XX веке в странах Европы, в США и России.

Философия фильма. упражнения в анализе

В статьях, представленных в этом сборнике, рассматриваются фильмы, относящиеся преимущественно к жанру блокбастеров. Это так называемое массовое кино, за которым прочно закрепи­лась репутация продукции, не особенно изысканной в интеллек­туальном отношении. Однако задействованная автором аналити­ческая оптика показывает, что это не более чем расхожий штамп. Блокбастеры  не  только  кодируют  глубокие  и  многослойные культурные и философские смыслы. Это еще и весьма эффектив­ный инструмент познания социальной и политической реально­сти. Что общего между Рене Декартом и героями многочислен­ных голливудских боевиков? Как современная массовая культура мыслит  апокалипсис?  Почему  Джон  Рембо  является  респектабельным консерватором? Эти и многие другие не менее парадок­сальные вопросы возникают в сознании внимательного зрителя развлекательного кинематографа.

Кино: реабилитация архетипической реальности. реабилитация архетипической реальности

В предлагаемой книге проблематика кино рассматривается в общем процессе развития культуры XX века. Автор пытается в истории культуры найти такие эстетические явления, которые можно было бы назвать прямыми предшественниками кино. Соотнося литературные и зрелищные пласты культуры, он доказывает, что в любой культуре они являются оппозиционными.

Значительная часть книги посвящена соотношению между визуальными и вербальными пластами культуры или кино и литературой на разных этапах истории XX века.

Книга представит интерес как для киноведов, филологов, культурологов, студентов гуманитарных специальностей, так и для всех интересующихся визуальной проблематикой искусства, культуры и коммуникации.

Массовая культура на рубеже веков. сборник статей

В основу сборника легли материалы одноименной научной конференции, проведенной 19 — 21 ноября 2002 года в Государственном институте искусствознания. Статьи сборника в своей совокупности дают как бы «мгновенный срез», который проходит через различные слои массовой культуры рубежа XX — XXI веков, и позволяет создать представление как о процессах, происходящих в ее глубине, так и о тех проблемах, которые волнуют сегодня научную мысль и более широкую общественность.

Среди статей сборника есть и статьи, посвященные кинематографу.

Кино между адом и раем. Кино по Эйзенштейну, Чехову, Шекспиру, Куросаве, Феллини, Хичкоку, Тарковскому...

Эта книга и для человека, который хочет написать сценарий, поставить фильм и сыграть в нем главную роль, и для того, кто не собирается всем этим заниматься. Знаменитый режиссер Александр Митта позволит вам смотреть любой фильм с профессиональной точки зрения, научит разбираться в хитросплетениях Величайшего из искусств. Согласитесь, если знаешь правила шахматной игры, то не ждешь как невежда, кто победит, а получаешь удовольствие и от всего процесса. Кино - игра покруче шахмат. Эта книга - ключи от кинематографа. Мало того, секретные механизмы и практики, которыми пользуются режиссеры, позволят и вам незаметно для других управлять окружающими и разыгрывать свои сценарии.

Русский киноплакат. альбом

Альбом РУССКИЙ КИНОПЛАКАТ является наиболее полным сводным иллюстрированным изданием, посвященным вековой истории отечественного киноплаката, начиная с его зарождения в России в начале XX века. Альбом включает 300 плакатов, анонсирующих первый выход на экраны кинотеатров и возобновление показов игровых фильмов и ряда документальных кинолент, созданных выдающимися мастерами русского и советского кино XX столетия. Фильмы, представленные в альбоме, получили всеобщее признание, отмечены многими национальными и международными наградам и вошли в золотой фонд мирового киноискусства. Большая часть плакатов, помещенных в альбоме, в общедоступных иллюстрированных изданиях не воспроизводилась. Вступительная статья раскрывает особенности истории развития отечественного киноплаката. Альбом снабжен авторским указателем, иллюстрированным указателем произведений и указателем фильмов.

Плакат немого кино. Россия 1900-1930. альбом

Альбом посвящен одному из наиболее интересных периодов истории искусства киноплаката в России - с начала 20-го века до середины 1930-х годов. Вступительная статья Нины Бабуриной, хорошо известного специалиста по русскому и советскому плакату, прослеживает основные направления развития плаката немого кино: от первого датированного отечественного плаката в стиле лубка Поля Ассатурова к первому русскому игровому фильму "Стенька Разин" (1908) до плаката художника Юрия Пименова к одному из последних фильмов немого кино - экранизации новеллы Ги де Мопассана "Пышка", - снятому Михаилом Роммом в 1934 году. В альбоме в хронологическом порядке воспроизведены 161 киноплакат, созданные как неизвестными художниками начала 20-го века, так и виднейшими представителями русского авангарда - Александром Родченко, Антоном Лавинским, Владимиром и Георгием Стенбергами, Яковом Руклевским, Николаем Прусаковым, Александром Наумовым, Михаилом Длугачем. В альбоме 196 цветных иллюстраций, каталог, краткие сведения о художниках.

Актеры всех поколений

Герои этой книги известны каждому жителю нашей страны. Многие из них давно превратились в легенду отечественного кино, эстрады, спорта. Но все ли мы знаем о них? Факты творческой биографии, жизненные перипетии наших звезд, представленные в этой книге, сродни увлекательному роману о блистательных представителях нашей эпохи.

Кино как бизнес и политика. Современная киноиндустрия США и России. учебное пособие [для студентов вузов]

Данная книга будет интересна практически всем, кто интересуется механизмом киноиндустрии. Зрительская посещаемость, ценообразование билета, прокатные отчисления, крупнейшие и независимые кинопрокатчики и сети кинотеатров, история их развития, - вот некоторые из тем исследования, где рядовой читатель-неспециалист найдет для себя исчерпывающие сведения.

Профессия - продюсер кино и телевидения. практические подходы : учебник для студентов вузов

В учебнике отражаются все аспекты кинопроцесса: от выбора идеи проекта, ее производственной реализации до проблем проката и кинопоказа.