«И вновь январь, и снова день Татьяны…»
В 1755 году в день памяти святой мученицы Татианы российская императрица Елизавета Петровна одобрила прошение Ивана Шувалова и подписала указ об открытии Московского университета, ставшего одним из центров русской передовой культуры и общественной мысли в России.
После подписания указа об учреждении Московского университета «Татьянин день» стал праздноваться сначала как день рождения университета, а позднее и как праздник российского студенчества. С 2005 года день 25 января в России официально отмечается как «День российского студенчества».
Формирование системы университетского образования в России. Монография: В 4 т.
Четырехтомная монография доктора исторических наук, главного научного сотрудника Государственного Исторического музея Ф.А.Петрова посвящена тому периоду в истории российских университетов, когда они становились главными очагами просвещения и науки страны.
В первом томе рассматривается зарождение системы университетского образования в России, в которую вошли наряду с основанным в 1755 г. Московским университетом Виленский, Дерптский, Казанский и Харьковский университеты. В центре внимания - первый университетский Устав, утвержденный 5 ноября 1804 г. Александром I. Этот Устав заложил основы автономии университетов и сделал их ведущими учебными заведениями обширных регионов Российской империи. Особое место в книге занимает Московский университет, ставший своеобразной "лабораторией" по разработке принципов университетской реформы и образцом для других университетов России в учебно-методической, научно-исследовательской и культурно-просветительской работе.
Московский университет в воспоминаниях современников (1755-1917)
Книга посвящена истории Московского университета с 1755-го (начало основания) до 1917 года. Представленная мемуарами его воспитанников, оставивших яркий след в отечественной науке и культуре, она раскроет двери этого замечательного учебного заведения России, созданного великим русским ученым-энциклопедистом М.В. Ломоносовым.
История Московского университета. в 2-х томах
Двухтомная история МГУ - плод работы большого коллектива ученых всех факультетов. Авторы стремились охарактеризовать основные этапы 200-летней истории университета, направления его учебной и научной деятельности, показать место МГУ в развитии русской и советской культуры и науки.
Университет для России. Взгляд на историю культуры XVIII столетия
Книга не претендует на освещение всех сторон жизни университета. Задачу свою авторы видели в другом: попытаться соединить достижения историков русской культуры с накопленными знаниями по истории Московского университета, сконцентрировав свое внимание на «университетском человеке». Работа рассматривается как продолжение трудов нескольких поколений ученых, не порвавших с традициями гуманистического изучения прошлого.
Университет для России
Университетская история рассматривается авторами в общем контексте русской культуры. В центре внимания находится не история науки, университетских учреждений, а история университетского духа, университетский человек, влияние Московского университета на российскую действительность.
Московский университет в судьбе русских писателей и журналистов. воспоминания, дневники, письма, статьи, речи
Предлагаемая читателю книга представляет собой наиболее полное собрание воспоминаний выпускников Московского университета, начиная с момента его основания, XVIII века - до октября 1917 года века XX. По этой книге можно проследить историю русского общественного сознания за 250 лет.
Среди авторов немало известных всему миру писателей, поэтов, ученых, публицистов. Здесь показан особый срез русской культуры, открывающий многообразие и богатство духовного опыта русской интеллигенции, переплетение судеб таких разных личностей, как С.Трубецкой, П.Милюков, В.Вернадский, И.Шмелев, Б.Пастернак, А.Герцен и К.Леонтьев.
В книге собраны не только известные, ставшие классическими, но и впервые публикуемые архивные материалы, и возвращенные из долгого забвения тексты русских эмигрантов - питомцев Московского университета. Это произведения разных жанров, но все они воссоздают особый нравственный климат Московского университета, память о котором его воспитанники пронесли через всю жизнь.
Российские университеты XVIII - первой половины XIX века в контексте университетской истории Европы
Как соотносится их развитие на начальном этапе с общей историей европейских университетов? Как появились университеты в России? Для историков, преподавателей, студентов и широкого круга читателей, интересующихся историей университетов. Книга дает ответы на поставленные вопросы, опираясь на новые архивные источники и концепции современной историографии. История отечественных университетов впервые включена автором в общеевропейский процесс распространения различных, стадиально сменяющих друг друга форм: от средневековой ("доклассической") автономной корпорации профессоров и студентов до ("классического") исследовательского университета как государственного учреждения.
"Быть русским по духу и европейцем по образованию". Университеты Российской империи в образовательном пространстве Центральной и Восточной Европы XVIII - начала XX вв.. [сб. ст.]
Сборник продолжает серию публикаций научных трудов ГИИМ. Актуальность теме сборника придают постоянные в последние годы обращения к западному опыту в ходе обсуждения реформы российской высшей школы. Они порождают споры об "уникальности" пути отечественного университетского образования и возможности его сближения с европейской практикой.
Университетское образование: история, социология, политика
В монографии рассматриваются проблемы становления и развития отечественного университетского образования.
Философия и практика университетского образования
Целью написания учебника явились задачи формирования академической университетской культуры и раскрытия диапазона возможностей студентов в процессе обучения и последующей профессиональной занятости. Особенностью курса является сочетание теории университетского образования с новейшими статистическими данными, характеризующими университетские системы США, Великобритании, Франции, Германии, Швеции, Италии, Японии, Китая, стран Юго-восточного peгиона и России. В процессе подготовки учебника широко использовались материалы зарубежных источников и издания международных конгрессов последних лет.
Миссия университета
Книга известного испанского философа Хосе Ортеги-и-Гассета (1883 – 1995) «Миссия университета» входит в число классических работ по идее университетского образования. Автор предлагает оригинальную концепцию университета, в основе которой лежит задача воспитания «культурной личности» за счет приобщения студента к разнообразным областям современного знания.