«Поэзия — музыка слов»

21 марта каждого года по решению ЮНЕСКО отмечается Всемирный день поэзии. Главной целью праздника было подчеркнуть то величайшее значение, которое играет литература в культурной жизни современного общества, привлечь внимание к поэзии как к источнику ответов на многие вопросы человечества, как к искусству, полностью открытому людям.

Предлагаем ознакомиться с подборкой литературы не только из библиотечного фонда РИАЦ, но и с изданиями из ЭБС, на которые университет подписан.

Фатеева, Н.А. Поэзия как филологический дискурс : монография / Н.А. Фатеева. – 2-е изд. – Москва : Издательский Дом ЯСК : Языки славянской культуры, 2017. – 361 с. : ил. – Режим доступа: по подписке. – URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=498390 (В монографии представлено описание поэтического творчества как собственно филологического дискурса: а именно, в ней изучается, как в поэзии используются лингвистические, стиховедческие термины и слова, связанные с порождением текста).

Федотов, О.И. Основы русского стихосложения: теория и история русского стиха : в 2 книгах : [16+] / О.И. Федотов. – 3-е изд., стер. – Москва : Флинта, 2017. – Книга 1. Метрика и ритмика. – 361 с. – Режим доступа: по подписке. – URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=71149 (В первой  книге раскрывается специфика стихотворной речи, ее релевантные признаки и коренные отличия от речи нестихотворной.).

Федотов, О.И. Основы русского стихосложения: теория и история русского стиха : в 2 книгах : [16+] / О.И. Федотов. – 3-е изд., стер. – Москва : Флинта, 2017. – Книга 2. Строфика. – 487 с. – Режим доступа: по подписке. – URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=71150 (Вторая книга посвящена метрике и ритмике, в которой выявляются и описываются фольклорные и литературные корни русской стиховой культуры.)

Русские поэты ХХ века : учебное пособие / сост. Л.П. Кременцов, В.В. Лосев. – 4-е изд., стер. – Москва : Флинта, 2016. – 321 с. – Режим доступа: по подписке. – URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=57964 (Книга открывается вступительной статьей «Живое слово» о ведущих тенденциях в развитии русской поэзии двадцатого века, главным образом в советский и постсоветский периоды. В двух первых разделах, где материалы располагаются в основном в хронологическом порядке, — о каждом поэте краткая заметка о его жизни и творчестве. После — небольшая библиографическая справка, В третьем разделе представлены современные авторы. В конце книги — два словаря: диалектных и устаревших слов, а также имен и названий).

Востоков, А.Х. Опыт о русском стихосложении : монография / А.Х. Востоков. – Репр. изд. 1817 г. = Изд. 2-е, знач. доп. и испр. – Москва : Директ-Медиа, 2014. – 180 с. – Режим доступа: по подписке. – URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=81995 (Вниманию читателей предлагается труд Востокова «Опыт о русском стихосложении», опубликованный впервые в «С.-Петербургском Вестнике» в 1812 г. и вышедший затем отдельно в 1817 г.
В этой работе автор исследует русское тоническое стихосложение и впервые совершенно верно определяет размер, т. е. ударения в народном стихе).

Лирика: генезис и эволюция. [монография]

В коллективной монографии, посвященной памяти Е.М.Мелетинского, исследуются зарождении и ранние формы лирики на примере словесности архаической и классической Греции (в ее соотношении с гомеровским эпосом), англосаксонской, скандинавской, немецкой поэзии, кельтских поэтических памятников (ирландских и валлийских), романских литературных традиций (испано-арабской, латинской, провансальской, старофранцузской, галисийско-португальской, итальянской), раннесредневековой арабской, персидской, японской, тамильской, китайской поэзии.

Постфактум. Книга о стихах

К чему и с чем пришел русский стих к началу XXI века? Каковы результаты той работы с поэтическим словом, которую вела и ведет новейшая русская литература? Этими вопросами задается критик Владислав Кулаков в своей новой книге и предлагает читателю собственную трактовку творчества известных поэтов, таких как Всеволод Некрасов, Виктор Кривулин, Михаил Айзенберг, Евгений Сабуров, Леонид Иоффе, Лев Лосев, поэты группы «Московское время», Тимур Кибиров и др. В книгу также вошли статьи, публиковавшиеся ранее в периодике.

Поэтическая речь. словарь терминов : [около 300 терминов]

Словарь, включающий в себя около 300 терминов, представляет собой системное описание понятий, используемых в процессе аналитического освоения поэтической речи, всех ее структурных уровней - звукового, лексического, грамматического, синтаксического, ритмического и композиционного. Помимо основных, принятых в отечественной филологии, терминов в него входят и малоупотребительные, что позволяет значительно расширить профессиональное образование современного, в особенности начинающего литературоведа.

Теоретические основы стиховедения. [монография]

В монографии рассмотрены и систематизированы традиционные понятия стиховедения, в частности стихообразующие и стихомаркирующие фигуры (различные типы метра, ритма, рифмы и др.), охарактеризованы основные приемы, стихотворные стили и техники русской поэтической речи; проанализирован ряд спорных вопросов, исследованы и учтены отечественная и западная (англо-американская, французская и немецкая), современная, средневековая и античная традиции.

Избранные работы о стихе. учебное пособие для студ. филолог. фак. вузов

Учебное пособие представляет собой сборник избранных работ Бориса Викторовича Томашевского - пушкиниста, текстолога, историка литературы, одного из основоположников современного стиховедения. В книгу включена монография "О стихе" (1929), ставшая классикой филологической науки, а также отдельные статьи и рецензии 1918-1957 гг.

Великие судьбы русской поэзии: XIX век. [учеб. пособие для студентов вузов]

В книге рассказывается о жизни и творчестве наиболее выдающихся русских поэтов. Здесь представлены биографии шести крупнейших поэтов так называемого Золотого века. Это - Пушкин, Боратынский, Лермонтов, Тютчев, Некрасов и Фет. При всей непохожести их дарований, разности характеров и судеб их объединяет удивительное совершенство, достигнутое каждым на своем собственном творческом пути. Вот почему поэзия каждого из них оказалась магистральным направлением для поэтов ХХ и ХХI веков. Судьбы, о которых здесь повествуется, имеют не только литературное значение, но и преподают нам удивительные нравственные уроки. И это человеческое, близкое всем людям содержание собранных тут биографических очерков роднит читателя с великими творцами русской поэзии, делает их ближе и понятнее.
Для студентов и преподавателей вузов. Кроме учебных целей книга может быть интересна для каждого, кто неравнодушен к поэзии, стремится ближе познакомиться с ее корифеями и глубже понять таинственную сущность поэтического слова.

Великие судьбы русской поэзии: начало XX века

Александр Блок, Николай Гумилёв, Сергей Есенин, Владимир Маяковский – четыре едва ли не последних романтических всплеска великой русской поэзии. Тут и высокий пафос духа, устремлённого к непостижимо-божественному, и цветник экзотических фантазий. И самая нежная, самая искренняя любовь к отечеству. И героика гражданского служения. Они горячи – эти четыре поэта, эстрадны и ужасно громки – на весь мир!
Книга адресована преподавателям вузов и студентам. А ещё каждому, для кого поэзия представляется не просто зарифмованными строчками, но одним из высших духовных начал и самой удивительной, самой сокровенной формой бытования истины и красоты.

Лекции по истории русской поэзии XX века (1940 - 2000)

Цикл лекций профессора Владислава Алексеевича Зайцева опирается на многолетний опыт чтения спецкурсов о русской поэзии, а также общего курса истории русской литературы второй половины XX века. Автор раскрывает многообразные художественные ценности, существенные черты и особенности русской поэзии этого периода, показывает сложное взаимодействие основных ее ветвей, их сближение и воссоединение в конце столетия.

Динамика стиха и прозы в русской словесности

В книге история русской литературы представлена с точки зрения взаимодействия в ней стиха и прозы, распространения в разные периоды тех или иных переходных и гибридных форм: верлибра, метрической и метризованной, строфически упорядоченной, графической и малой прозы и т.д. С учетом ритмических особенностей литературы анализируются эпохи максимальной активности переходных форм (Золотой, Серебряный и Бронзовый века русской поэзии) и промежуточные между ними периоды строгого противостояния стиха и прозы. В книгу вошли монографические очерки о месте стиха и прозы и различных переходных форм в творчестве Пушкина, Белого, Мандельштама, Хлебникова, Пастернака, а также менее известных русских писателей.

Мысль, вооруженная рифмами. поэтическая антология по истории рус. стиха : [учебное пособие для студ. филол. фак]

Поэтическая антология по истории русского стиха охватывает почти три столетия - от зачинателей новой русской поэзии Тредиаковского и Ломоносова до конца XX века. Книга построена по хронологическому принципу и делится на пять основных разделов: XVIII в., первая половина XIX в., вторая его половина, начало XX в., советский период и конец XX в. Краткое приложение содержит образцы досиллабической и силлабической поэзии XVII - начала XVIII в. Во вступительной статье даются основные сведения об особенностях русского стиха и его эволюции, каждый раздел предваряет краткая характеристика стиха данного периода. Ко всем стихотворениям даны стиховедческие примечания. Настоящее, третье, издание антологии (первое вышло в 1983 г., второе - в 1987 г.) было исправлено и дополнено В.Е.Холшевниковым (1910-2000).

Русская поэзия XX века. лингвокультурологический взгляд : [учебное пособие]

Пособие предлагает необходимые студенту теоретические положения, а также разработанные автором схему и образцы анализа поэтических произведений, представляющих наибольшую сложность в вузовской и школьной практике.

Словарь поэтических образов. На материале русской художественной литературы XVIII - XX веков. в 2 т.

Данный словарь представляет собой свод парадигм образов русской поэзии и прозы XVIII-XX вв. В нем около 40000 образов более 600 авторов. Словарь дает возможность увидеть мир поэтических образов в целом. Этот мир существует и развивается по своим законам - парадигмам - совершенно независимо от воли каждого отдельного автора. Но все вместе - и большие, и маленькие поэты - участвуют в его развитии. Просматривая каждую парадигму словаря, можно увидеть, как она развивалась и какой вклад внес в этот процесс тот или иной поэт. Подробно о парадигмах образов в русской поэзии можно прочесть в книге Н.В. Павлович "Язык образов. Парадигмы образов в русском поэтическом языке". М., ИРЯ РАН, 1995. С помощью этого словаря можно обучаться понимать язык образов. Для понимания поэзии важна не только тонкость чувств, но и знание прецедентов - литературный опыт, который формирует культуру восприятия. Словарь образов и есть концентрация такого опыта, а рубрики словаря, фактически, представляют собой смысловой комментарий в сжатой форме. Мы надеемся, что Словарь образов будет интересен и полезен каждому, кто любит поэзию и хочет проникнуть глубже в мир поэтических образов - как широкому кругу читателей (школьникам, студентам), так и преподавателям-словесникам, филологам, психологам, профессиональным литераторам.

Поэты и их музы

Творчество каждого выдающегося поэта непременно одухотворялось любовью. Более того, зачастую именно любовь и делала человека Поэтом. Древние греки называли музами богинь, вдохновлявших поэтов и художников, а в наши дни музами принято называть женщин, внушающих творцам любовь, а через нее - и вдохновение. Правда, среди поэтов немало женщин, и названия для их избранников не придумано, однако и в этом случае суть остается той же: большая поэзия приходит в мир через большую любовь. Все новеллы, включенные в нашу книгу, посвящены любви поэтов, все они содержат портреты людей, оказавшихся достойными этой любви и сумевших вызвать к жизни великие стихи. Без этих людей русская литература, возможно, лишилась бы своих лучших страниц. В историях любви, в ярких человеческих образах перед читателем в нашей книге предстает вся история русской поэзии XIX и XX столетий.

Основы русского стихосложения. учебное пособие для студ. вузов

Методическая разработка «Основы русского стихосложения» предназначается студентам как руководство к стилевому анализу поэтических текстов. С помощью ее «подсказок» на примерах программных произведений по курсу «Русская литература XX—XXI веков с основами литературоведения» усваиваются стиховедческие познания. Учебное пособие адресовано студентам, аспирантам, преподавателям-филологам, работающим на факультетах по специальности «Дошкольная педагогика и психология», «Педагогика и психология начального образования», и тем, кто интересуется вопросами поэтики Серебряного века, в частности, проблемами версификации.